X
ПоискПочтаКартыМаркетНовостиСловариВидеоКартинки
Войти
Мои тетрадки
  • Чтобы использовать тетрадки,
    необходимо авторизоваться.
  • Загружаем тетрадки...
  • Произошла ошибка при загрузке тетрадок.
    Пожалуйста, попробуйте обновить страницу.
  • Создать новую
  • Создать Отменить
  • Новые слова записываются в
    тетрадку
    Глагне
  • Автозапись

Череп

Череп на масонском фартукеИзображение черепа на головном уборе …Череп. Святилище в доме основателя …

ЧЕРЕП (мертвая голова) — символ смерти, атрибут, эмблема христианских апостолов и святых (апостол Павел, Мария Магдалина).

Отшельники изображаются с черепом, что подчеркивает их размышления о смерти. Отшельника зачастую и воспринимали как предвестника эпидемий, несущих людям ужасные мучения и скоропостижные смерти.

На иконах распятие изображается с черепом и со скрещенными костями у подножия, напоминая о смерти.

Однако отношение к черепу и символизируемой им смерти совершенно различно в католичестве и православии.

Для католичества череп и смерть — явления обычного порядка, которым не придают столь весомого значения, как в православии, превратившем факт смерти в настоящую феерию — с многочисленными условностями, молитвами, ритуалом, с продуманным ходом вещей и правилами исполнения.

В западных традициях к смерти не готовятся, ее воспринимают как некую обыденность, отдавая, правда, все почести усопшим. В православной традиции к смерти готовятся едва ли не с первых дней рождения, когда, едва научившись ходить и говорить, просят у Бога даровать "длительную жизнь" и не забыть "раба своего" после ухода в мир иной. В православии считается, что смерть расставляет свои знаки и символы, в том числе череп и скрещенные кости.

Череп использовался еще и для того, чтобы по возможности предсказать судьбу, заставить человека говорить правду, напоминая ему о скоротечности жизни.

Разные народы по-своему подходили к толкованию магических свойств черепа: одни использовали его для охраны от злых духов, другие — для поддержания связи с умершими предками, третьи — в качестве производства ритуальных предметов.

Уже в XX в. череп появился как символ и смерти, и силы, и связи с оккультными силами. Именно в таком обличье он предстал перед мировой цивилизацией в символике Третьего рейха (нацистской Германии). Здесь он служил эмблемой для специальных групп людей, объединенных идеей расового превосходства и готовых отстаивать свои убеждения силой оружия. Позднее череп украшал и военную форму специальных армейских частей — эсэсовских дивизий и полков. Считалось, что череп придает им храбрости, добавляет силы, бережет от врага, нагоняет страх на противника и поддерживает силу духа у колеблющихся.

Примерно так же трактовали череп и скрещенные кости на пиратских флагах, хотя в них присутствовал еще и элемент некой бравады.

А вот что сообщается в одной из энциклопедий (1999) об удивительном явлении, связанном с черепом как своеобразным символом: "История огненного черепа Якова де Моле символизирует витальную жизненную силу, и эта история началась в 1314 году, когда главного магистра ордена рыцарей Храма сожгли на костре. Говорят, что оставшиеся в живых тамплиеры заплатили палачу, и он, притушив огонь, вынул череп, который потом очистили. Затем череп вместе с идолом Бафометом был отправлен в Шотландию, откуда уже во времена покорения масонами Америки перекочевал в городок Чарлстоун, где его и оприходовали современные палладиситы. По свидетельству Альберта Пайка, во время контакта высших чинов ордена с этим черепом, который покоился на черной гранитной колонне, внутри черепа вспыхнул свет и залил все помещение. По словам другого свидетеля, мифического доктора Батайля, из отверстий глазниц вырвалось пламя: то красное, то белое, то зеленое, и эти три луча были подобны огненным змеям. Если это был фокус, то сделан он был безупречно.

Помимо огненных свойств, череп обладал силой проклятья: говорил во время огненного ритуала богохульные слова.

Действительно, во время казни в 1314 Яков де Моле проклял трех главных виновников суда над орденом Рыцарей Храма — папу Климентия V, который умер через сорок дней после смерти магистра, а через несколько месяцев скончался от страшной болезни и Филипп Красивый, затем ту же судьбу разделили три его сына, которые погибли один за другим в течение четырнадцати лет. В народе их называли "проклятыми королями". Дальнейшее развитие легенды приписывает Якову де Моле пророчество того, что династия французских королей прервется на плахе. И проклятие сбылось: Людовик XVI на масонском собрании был осужден на смерть и через три года, во время Революции, обезглавлен.

Вот такие "круговороты" в истории оказался способен исполнить один только череп, хотя и принадлежащий человеку, наделенному познаниями в области оккультных сил. Практически в истории любого народа, любой цивилизации можно отыскать легенды подобного ряда, и череп всегда несет в себе функции мстительного, устрашающего характера.

В то же время он может выполнять "функцию зачатия" — история о царской дочери Гросдане из южнославянского эпоса.

Череп — еще и предмет для философских размышлений о бренности всего живого, о неизбежности смерти и невозможности вечного существования.

Источ.: Энциклопедий символов, знаков, эмблем. М., 1999; Булгаков С. в. Православие. М., 1994; Боголюбов Н. Тайные общества XX века. СПб., 1997; Багдасарян В. Э. Проблема мифологизации истории в отечественной литературе 1990-х гг. М., 2000.
Череп на масонском фартукеИзображение черепа на головном уборе …Череп. Святилище в доме основателя …
  • Череп в словарях:
  • Символы, знаки, эмблемы
Клавиатура
Работаю...
Упорно работаю...
Ой, все сломалось, пожалуйста, попробуйте еще раз.