X
ПоискПочтаКартыМаркетНовостиСловариВидеоКартинки
Войти
Мои тетрадки
  • Чтобы использовать тетрадки,
    необходимо авторизоваться.
  • Загружаем тетрадки...
  • Произошла ошибка при загрузке тетрадок.
    Пожалуйста, попробуйте обновить страницу.
  • Создать новую
  • Создать Отменить
  • Новые слова записываются в
    тетрадку
    Глагне
  • Автозапись

Уральский экономический район

Уральский экономический район (экономическая карта)

Уральский экономический район, один из крупных экономических районов СССР. Включает Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Оренбургскую, Курганскую обл. и Удмуртскую АССР. Крупнейшие города: Свердловск, Челябинск, Пермь, Ижевск, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Курган.

У. э. р. расположен на Среднем, частично на Северном и Южном Урале, а также на прилегающих частях Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Территорию района пересекают реки, принадлежащие бассейну Волги (Кама, Вишера, Чусовая, Самара), Оби (Тобол, Исеть, Тура, Тавда) и Урала. Потенциальные гидроэнергоресурсы крупных и средних рек У. э. р. исчисляются в 3,3 млн. квт, сооружены водохранилища на р. Каме – Боткинское и Камское. В зап. части района климат умеренно континентальный, на Урале и к востоку от него – континентальный. 43% площади района покрыто преимущественно таёжными лесами; запасы древесины 3,5 млрд. м3. В юж. части преобладают степи, значительно распаханные.

У. э. р. исключительно богат разнообразными полезными ископаемыми (см. Урал, раздел Геологическое строение и полезные ископаемые).

У. э. р. – высокоразвитый разнообразный и сложный по структуре производственный комплекс тяжёлой индустрии. Общесоюзное значение имеют чёрная и цветная металлургия, тяжёлое машиностроение, химия, добыча минерального сырья и газа, заготовка и переработка древесины. Для промышленности У. э. р. особенно характерны высокий уровень концентрации производства, внутри- и межотраслевого кооперирования и комбинирования, широкое использование многих промышленных отходов, развитая инфраструктура, преимущественно приуроченность к вост. склонам Урала (наиболее богатым полезными ископаемыми), главным транспортным узлам, судоходной Каме.

Металлургическая промышленность – одна из старейших отраслей У. э. р., сформировавшаяся на богатой местной сырьевой базе. Главные предприятия: Магнитогорский металлургический комбинат. Нижнетагильский, Орско-Халиловский комбинаты, Челябинский завод с коксовыми установками, использующими угли Кузбасса и Карагандинского бассейна. Среди старых реконструированных предприятий выделяются завод им. Серова, Златоустовский, Чусовской, Лысьвенский, Верх-Исетский заводы. Создано производство труб (заводы: Первоуральский, Новотрубный, Синарский, Челябинский). Имеется крупное производство ферросплавов. Больше половины железных руд для металлургичексих предприятий поступает из месторождений Магнитогорского, Высокогорского, Гороблагодатского, Первоуральского, Бакальской группы и др. В 1963 вступил в строй горнообогатительный комбинат на крупнейшем Качканарском месторождении титаномагнетитов. Орско-Халиловский, Магнитогорский, Челябинский и др. металлургические комбинаты получают, кроме руды месторождений Урала, железорудные концентраты из Казахстана и Курской магнитной аномалии.

В У. э. р. представлены почти все главные отрасли цветной металлургии.

По выпуску продукции машиностроения и металлообработки У. э. р. – один из ведущих районов страны. Выделяются заводы тяжёлого машиностроения (Уралмаш, Южуралмаш, Бузулукский), химического машиностроения (Уралхиммаш, Глазовский завод и др.), по производству энергооборудования и электротехнической промышленности (заводы: турбомоторный, Уралэлектротяжмаш). Широко представлено транспортное машиностроение (производство грузовых вагонов в Нижнем Тагиле, автомобилей в Миассе и Ижевске, мотоциклов в Ижевске и Ирбите, тяжёлых тракторов в Челябинске, тракторных прицепов в Орске). Развита станкоинструментальная промышленность (в Челябинске, Оренбурге, Алапаевске и др.). Выпускаются разнообразные с.-х. машины (Курган и др.), электроприборы, радиоприёмники и радиолы, холодильники (16% общесоюзного производства) и другие машины культурно-бытового назначения. Предприятия У. э. р. используют значительную долю производимого на месте металла.

Важная отрасль химической промышленности – основная химия: производство соды (Березники, Соликамск), минеральных удобрений – калийных в Березниках и Соликамске, азотных и фосфорных в Березниках, Перми, Красноуральске, Ревде и др., серной кислоты и серы (главным образом в центрах цветной металлургии и нефтегазохимии), хлора и хлоропроизводных, разных солей и др. Развита коксохимическая и лесохимическая промышленность, имеется лакокрасочное производство. Создано значительное производство пластмасс и смол (Свердловск, Нижний Тагил, Губаха и др.), спиртов (Орск, Губаха), создаётся (1976) производство синтетического каучука (Чайковский) и др. Развивается нефтехимическая промышленность (Пермь, Свердловск, Оренбург), производство искусственных волокон и нитей. У. э. р. – важнейший район добычи и частично переработки асбеста (Баженовское и Киембайское месторождения), талька (Миасские месторождения), магнезита (Саткинское месторождение). район обладает развитой промышленностью стройматериалов (в 1975 произведено 14,6 млн. т цемента, 6,8 млн. м3 сборных железобетонных конструкций и деталей и др.). Деревообрабатывающие предприятия перерабатывают около половины заготовляемой древесины; большая часть идёт на производство бумаги (1 млн. т в 1973), пиломатериалов, фанеры (213 тыс. м2 в 1973) и др. значительная часть леса сплавляется по Каме в районы Поволжья. Построены крупные предприятия комплексной переработки древесины (Пермь, Краснокамск, Тавда, Красновишерск и др.).

В У. э. р. ведётся добыча углей в Кизеловском (каменный), Челябинском (бурый) и Серовском угленосных районах; нефти в Прикамье, Оренбургском Предуралье; газа (21 млрд. м3) и торфа. район ввозит уголь (из Кузбасса и Караганды), газ (из Зап. Сибири и Средней Азии), мазут. Центры нефтепереработки: Пермь, Краснокамск и Орск. Оренбург – центр добычи газа (одно из крупнейших в Европе газоконденсатных месторождений) и газопереработки с комплексным использованием сырья. Электроэнергетическая система У. э. р. охватывает все промышленные узлы. Работают мощные ГРЭС и ТЭЦ (Ириклинская, Рефтинская, Кармановская, Троицкая, Верхнетагильская, Среднеуральская, Южно-Уральская, Серовская, Яйвинская), гидростанции (Камская ГЭС – 0,5 Гвт, Боткинская – 1 Гвт), Белоярская АЭС. Линии электропередач соединяют У. э. р. с объединённой энергосистемой Европейской части СССР и рядом смежных территорий – Тюменской и Актюбинской обл.

Из отраслей лёгкой и пищевой промышленности выделяются мукомольная, мясная и молочная, кожевенно-обувная, швейная, текстильная. Имеются камвольный комбинат и фабрика льняных тканей (Свердловск), комбинаты шёлковых тканей, главным образом синтетических (Оренбург, Чайковский).

сельское хозяйство – важная отрасль экономики У. э. р., специализирующаяся на выращивании главным образом яровой пшеницы, мясо-молочном животноводстве; вокруг главных промышленных центров – сельское хозяйство пригородного типа. В с.-х. производстве ведущее место принадлежит совхозам. С.-х. угодья (1974) составляют 41% всей площади района, занимая в основном территорию Юж. Приуралья и Южного Зауралья; из них пашня – 17,8 млн. га, сенокосы – 2,9 млн. га, пастбища – 7 млн. га. Площадь орошаемых земель – 128 тыс. га, осушенных – 70 тыс. га. Вся посевная площадь 16,4 млн. га (1975), из них под зерновыми – 10,9 млн. га, кормовыми культурами – 4,9 млн. га, техническими (подсолнечник, лён) – 0,1 млн. га, картофелем и овощами – 0,5 млн. га. Преобладают посевы пшеницы, главным образом яровой (5,7 млн. га). Развито теплично-парниковое хозяйство. Поголовье (на начало 1976, млн.): крупного рогатого скота – 6,2 (из них коров 2,3), свиней – 2,0, овец и коз – 4,6, птицы – 34,6. Созданы крупные промышленно-животноводческие комплексы и птицефабрики.

Основной вид транспорта – железнодорожный (эксплуатационная длина железных дорог 9,9 тыс. км, 1975). Важнейшая из региональных линий – ж.-д. линия Полуночное – Серов – Свердловск – Челябинск – Орск. Главные ж.-д. магистрали – широтные, пересекают Средний и Южный Урал в 5 местах (Нижний Тагил – Пермь, Свердловск – Пермь, Свердловск – Казань, Челябинск – Уфа, Орск – Оренбург); завершено строительство шестой широтной железной дороги через Урал (от Магнитогорска на Запад). значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках. Через территорию У. э. р. проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с сев. районов Тюменской обл. и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал. Развит водный транспорт на реках Камского бассейна

Внутренние различия: 1) Вост. склоны Урала – основная меридиональная промышленная полоса с преобладанием добычи и обработки металлов и с тяготеющими к ней зонами пригородного сельского хозяйства. Важнейшие промышленные агломерации и узлы с центрами в Свердловске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Магнитогорске, Орске; 2) Среднее Прикамье с преобладанием химической, лесной и лесоперерабатывающей промышленности, машиностроения и с.-х. районами молочного и овоще-картофельного направления. Промышленные центры – Березники, Соликамск, Пермь, Краснокамск, Чайковский и др.; 3) Зап. склоны Среднего Урала – промышленные узлы и центры с преобладанием горнодобывающей промышленности, машиностроения и металлургии и с окружающими их очагами сельского хозяйства; 4) районы крупного с.-х. производства с центрами горнодобывающей промышленности и обрабатывающих производств на Ю.-З. и Ю.-В., а также районы крупной лесной промышленности (местами в сочетании с сельское хозяйством) с отдельными центрами лесопереработки на С.-З. и С.-В. района.

Лит.: Урал и Приуралье, М., 1968 (АН СССР. Природные условия и естественные ресурсы СССР); Комар И. В., Урал, М., 1959; его же, География хозяйства Урала, М., 1964; Урал, М., 1968 (серия "Советский Союз"); Шувалов Е. Л., Урал индустриальный, М., 1974; Варламов В. С., Кибальчич О. А., Новь древнего Урала, М., 1975.

  И. В. Комар.

Клавиатура
Работаю...
Упорно работаю...
Ой, все сломалось, пожалуйста, попробуйте еще раз.