X
ПоискПочтаКартыМаркетНовостиСловариБлогиВидеоКартинки
Войти
Мои тетрадки
  • Чтобы использовать тетрадки,
    необходимо авторизоваться.
  • Загружаем тетрадки...
  • Произошла ошибка при загрузке тетрадок.
    Пожалуйста, попробуйте обновить страницу.
  • Создать новую
  • Создать Отменить
  • Новые слова записываются в
    тетрадку
    Глагне
  • Автозапись

Национализация

Национализация, переход из частной собственности в собственность государства земли, промышленности, транспорта, связи, банков и т.д. Н. имеет различное социально-экономическое и политическое содержание в зависимости от того, кем, в интересах какого класса и в какую историческую эпоху она проводится. В феодальную эпоху огосударствление служило централизации власти в борьбе с отдельными феодалами, укреплению монархии, сосредоточению в руках государства главного богатства — земли. В ходе буржуазных революций Н. земель способствовала ликвидации экономической базы феодализма и ускорению капиталистического развития. Во 2-й половине 19 в. быстрое развитие капиталистических производительных сил привело к тому, что отдельные сферы и отрасли экономики по своим масштабам стали перерастать рамки частной собственности, что привело в ряде стран к Н. путей сообщения и средств связи в интересах развития экономики или в политических (военно-стратегических) и фискальных целях. По своему характеру Н. при капитализме может носить как прогрессивный, так и реакционный характер, на что указывал Ф. Энгельс. Прогрессивна лишь та Н., которая вызвана потребностями развития производительных сил, "... так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда — даже если его совершит современное государство — оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свое владение все производительные силы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289, прим.). Энгельс подчёркивал, что Н. при капитализме не уничтожает капиталистического характера производительных сил и производственных отношений, ибо буржуазное государство "... есть по самой своей сути капиталистическая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный капиталист" (там же, с. 290). Однако уже в тот период он показывал, что Н. крупных предприятий — свидетельство ненужности буржуазии для управления современными производительными силами.

Переход от капитализма к социализму предусматривает ликвидацию частной капиталистической собственности и установление общественной собственности на средства производства. Обязательной предпосылкой для проведения социалистической Н. является победа социалистической революции и установление власти рабочего класса и трудового крестьянства. Теоретически необходимость социалистической Н. глубоко обоснована в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, развита применительно к современной эпохе в программных документах КПСС, коммунистических и рабочих партий, подтверждена опытом социалистического строительства в СССР и др. социалистических странах. После победы социалистической революции, — писали Маркс и Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии", — "пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил" (там же, т. 4, с. 446).

При ликвидации капиталистической собственности пролетарское государство допускает выплату компенсации владельцам национализированных средств производства. Маркс и Энгельс указывали, что при определённых условиях выкуп не только возможен, но и целесообразен. Закономерностью социалистической революции научный коммунизм считает сам факт перехода средств производства в общественную собственность, а формы и методы этого перехода зависят от конкретных условий. Это важное положение полностью разделял В. И. Ленин. Он считал, что преобразование буржуазной частной собственности в социалистическую общественную собственность может быть осуществлено мирным путём, без лишения буржуазии всех имущественных прав и с привлечением её на службу государства рабочих и крестьян. В. И. Ленин указывал, что в период революции сопротивление капиталистов можно сломить, национализировав собственность нескольких сот, самое большее одной-двух тыс. миллионеров. "Даже и у этой горстки богачей не нужно отнимать ''все" их имущественные права, можно оставить им и собственность на многие предметы потребления, и собственность на известный, скромный доход" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 32, с. 122).

Марксизм-ленинизм строго разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность, имеющая нетрудовой характер, подлежит в ходе социально-экономических преобразований Н., то мелкая собственность крестьян, кустарей и ремесленников не национализируется, а обобществляется в процессе кооперирования. Марксизм не только обосновал закономерность ликвидации капиталистической собственности на средства производства и замены её общественной собственностью, но и указал пути осуществления этого революционного переворота в социально-экономических отношениях. Маркс и Энгельс учитывали, что частную собственность нельзя уничтожить сразу, что экспроприация экспроприаторов — не единовременный акт.

Ленин, разрабатывая в новых исторических условиях программные вопросы социалистической революции, определял основные пути и методы социалистического обобществления средств производства: Н. собственности крупных и средних капиталистов и постепенное преобразование частной собственности мелкой буржуазии в общественную собственность. Н. основных средств производства, проводимая пролетарским государством, — важнейшая революционная мера, приводящая производственные отношения в соответствие с уровнем и характером развития производительных сил. Она передаёт средства производства в руки подлинных хозяев — трудящихся и обеспечивает реальное освобождение их от эксплуатации. Используя Н., рабочий класс овладевает производственным аппаратом, завоёвывает командные высоты, лишает буржуазию и помещиков экономической базы их господства, осуществляет коренные преобразования социально-экономического строя общества. Пролетарское государство в первую очередь завоёвывает ключевые позиции в экономике путём Н. самых важных отраслей хозяйства.

Важнейшую роль в создании социалистической собственности играет Н. банков, без которой невозможно лишить буржуазию её экономического могущества и организовать социалистическое производство и распределение продуктов по единому плану. Н. внешней торговли и установление монополии внешней торговли позволяют социалистическому государству оградить себя от проникновения иностранного капитала и проведения им экономических диверсий, укрепить свою независимость и самостоятельность. Важное место занимает Н. земли, которая ликвидирует остатки феодальных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве и создаёт большие возможности для развития социалистического сельского хозяйства на основе кооперирования крестьян. Н. промышленности, транспорта и связи — необходимая мера, без которой невозможно создать материальную базу социалистической экономики. Н. важнейших отраслей народного хозяйства закладывает основу экономической самостоятельности социалистического государства, ускоряет его социально-экономическое развитие.

Национализация в Советской России. После победы Октябрьской революции 1917 рабочий класс приступил к осуществлению социалистических преобразований. Н. Земли и её недр, вод и лесов была провозглашена Декретом о земле [26 октября (8 ноября) 1917]. Частная собственность на землю была отменена. Земля объявлена государственной (общенародной) собственностью. В пользование крестьян бесплатно перешло 150 млн. га. Социалистическая Н. земли была проведена в интересах трудящихся и эксплуатируемых масс деревни. Она стала экономической основой кооперирования крестьянских хозяйств (см. Коллективизация сельского хозяйства). Социалистическая Н. земли "... обеспечила доведение до конца буржуазно-демократической революции... кроме того... дала наибольшие возможности пролетарскому государству переходить к социализму в земледелии" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 37, с. 327). Она имела большое значение не только для периода строительства социализма, но и для дальнейшего развития советского общества, для решения современных проблем сельского хозяйства.

Важнейшим мероприятием стала Н. банков, которая началась с овладения Государственным банком России и установления контроля над частными банками. Ленин видел в таком контроле лишь переходную форму к Н., которая позволила бы трудящимся освоить управление финансами для социалистического строительства. Однако вследствие саботажа банкиров Советская власть была вынуждена ускорить Н. банков. Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 частные коммерческие банки были национализированы. Установлена государственная монополия на банковское дело. Декретом СНК от 23 января (5 февраля) 1918 их капиталы полностью и безвозмездно передавались Государственному банку. Слияние национализированных частных банков с Государственным банком в единый Народный банк РСФСР было завершено к 1920. Такие звенья банковской системы царской России, как ипотечные банки, общества взаимного кредита и др., были ликвидированы. Н. банков облегчила Советскому государству борьбу с голодом и разрухой. В процессе Н. начала создаваться социалистическая банковская система (см. Банки).

Н. банков явилась важнейшим шагом на пути подготовки Н. промышленности. В руках государства оказался могучий рычаг воздействия на развитие промышленности, транспорта и др. отраслей хозяйства. 14 (27) ноября 1917 ВЦИК и СНК издали Положение о рабочем контроле, который являлся подготовительным мероприятием к Н. промышленности, прошедшей несколько этапов.

Первый этап (ноябрь 1917 — февраль 1918) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении Н. Первой была национализирована 17 (30) ноября 1917 фабрика товарищества Ликинской мануфактуры А. В. Смирнова (Владимирская губерния). Всего с ноября 1917 до марта 1918, по данным промышленной и профессиональной переписи 1918, национализировано 836 промышленных предприятий. В этот период, получивший название "Красногвардейской атаки на капитал", темпы отчуждения фабрик и заводов обгоняли темпы налаживания управления национализированными предприятиями.

На втором этапе Н. (март — июнь 1918) центр тяжести экономической и политической работы партии был перенесён с экспроприации буржуазии на закрепление завоёванных позиций, налаживание учёта и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Особенностью этого этапа Н. было обобществление целых отраслей промышленности и создание условий для Н. всей крупной промышленности. 2 мая 1918 СНК принял декрет о Н. сахарной промышленности, 20 июня — нефтяной. В мае 1918 конференция представителей национализированных машиностроительных заводов, в работе которой участвовал Ленин, приняла решение о Н. заводов транспортного машиностроения. Всего за этот период национализировано 1222 промышленных предприятия.

Третий этап Н. продолжался с июня 1918 (декрет от 28 июня) по июнь 1919. Он характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйственных органов в проведении социалистической Н. К осени 1918 в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. Вся крупная капиталистическая собственность на средства производства была национализирована методом безвозмездной конфискации. С лета 1919 темпы Н. резко возросли. К государству перешли не только крупные, но и средние и большая часть мелких промышленных заведений. Форсирование процесса Н. было вызвано необходимостью мобилизовать все наличные производственные ресурсы в период Гражданской войны 1918—20. На территориях, освобожденных от контрреволюционных сил и интервентов, восстанавливалось действие законов, связанных с Н.

Н. основных средств транспорта была осуществлена в короткие сроки 1917—18. Этому способствовали высокий уровень концентрации капитала и преобладание государственных (казённых) железных дорог. В январе 1918 была завершена Н. морского и речного транспорта; осенью 1918 национализированы частные железные дороги.

Н. положила начало созданию социалистического уклада в экономике Советской страны, утверждению социалистических производственных отношений, содействовала становлению системы планомерного развития народного хозяйства. Наряду с монополией внешней торговли и аннулированием иностранных займов она заложила основу экономической независимости СССР.

Национализация в зарубежных социалистических странах имеет особенности, определяемые как международным положением этих стран, так и спецификой перехода к социализму, расстановкой классовых сил, историческими и экономическими особенностями. Н. земли в этих странах (за исключением МНР) в силу длительной традиции и глубокой привязанности крестьян к частной собственности на землю проведена лишь частично. Конфискованная в ходе аграрных реформ земля помещиков и крупных землевладельцев в основном была передана в собственность трудящихся крестьян (см. Конфискация земли).

Н. банков осуществлялась с учётом опыта СССР. В большинстве стран она происходила в два этапа. На первом этапе, когда проводились демократические, антиимпериалистические и антифеодальные преобразования, были национализированы эмиссионные банки и крупные коммерческие банки, принадлежавшие буржуазии, связанной с иностранным капиталом. Все др. кредитные учреждения были взяты под контроль государственных эмиссионных банков. На втором этапе — этапе социалистических преобразований, была завершена Н. банков и установлена государственная монополия банковского дела. В Болгарии в 1946 были национализированы все иностранные и частные банки, принадлежавшие буржуазии, сотрудничавшей с фашистами, а в декабре 1947 — все частные банки. В Венгрии в 1945 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над частными банками, в 1948 их Н. была завершена. В Румынии в 1946 национализирован эмиссионный банк и введён контроль над более чем 450 частными банками и банкирскими конторами, которые в 1948 были национализированы. После образования ГДР частные банки продолжали деятельность под контролем народной власти. С переходом к строительству социализма за период 1952—53 они были национализированы. В Польше в период фашистской оккупации большинство банков прекратили свою деятельность. Декретом от 25 октября 1948 все частные кредитные учреждения были ликвидированы и установлена государственная монополия на банковское дело. В Чехословакии Н. банков была осуществлена в 1945. В Югославии в 1944 были национализированы банки, принадлежавшие фашистским оккупантам и коллаборационистам, а в 1945 — все частные коммерческие банки. В КНР большая часть банков была национализирована сразу после установления народной власти, некоторые мелкие частные банки были преобразованы в смешанные государственно-частные, которые функционируют под контролем Народного банка Китая. На Кубе все частные банки страны, включая и филиалы крупнейших американских банков, были национализированы сразу после установления народной власти (1960). В ДРВ государственная банковская система начала создаваться ещё в период антиимпериалистической революции, когда иностранные банки начали прекращать свою деятельность. Особенность Н. банков в ряде стран (в частности, в Чехословакии, Венгрии, Румынии) состояла в том, что владельцы банков, поддерживавшие мероприятия народной власти, получали частичную компенсацию в форме выкупа акций народным государством.

В промышленности в большинстве стран в первую очередь национализированы предприятия, составлявшие собственность монополий Германии и её союзников, коллаборационистов. В результате экономическая власть крупного капитала была в значительной мере подорвана, что облегчило подготовку и проведение дальнейшего обобществления средств производства. В результате Н. промышленности в законодательном порядке закреплялись экономические завоевания трудящихся, осуществленные в 1944—45 в период освобождения. Крупная промышленная буржуазия лишилась средств производства. Темпы Н. промышленности в отдельных социалистических странах были различными. В отличие от СССР, где крупная и средняя промышленность была национализирована почти одновременно, в зарубежных социалистических странах Н. проводилась постепенно, как правило, по этапам, с более широким использованием рабочего контроля, государственного капитализма и др. переходных форм. Законы о Н. в европейских социалистических странах предусматривали выплату собственникам предприятий известного возмещения.

Благодаря Н. был создан социалистический уклад, который стал господствующим в народном хозяйстве.

Национализация в развитых капиталистических странах — одно из проявлений государственно-монополистического капитализма. Она вызвана рядом причин — концентрацией производства, давлением трудящихся масс и др. Усиление государственного монополистического капитализма в связи с общим кризисом капитализма активизирует вмешательство буржуазного государства в процесс воспроизводства в интересах монополий, финансовой олигархии. Национализируются в первую очередь отрасли военной промышленности, важнейшие для народного хозяйства отрасли, а также отрасли, требующие огромных капитальных вложений на длительный срок (топливно-энергетическая, в том числе атомная энергетика, транспорт и др. отрасли инфраструктуры). Как правило, бывшим владельцам предприятий выплачивается значительная компенсация, иногда превышающая стоимость национализируемого имущества. Буржуазная Н. не изменяет существа капиталистического строя, так как не обращает национализированные средства производства в общественную собственность, следовательно, не обеспечивает планомерного развития народного хозяйства, не меняет характера распределения продукта. Часто она представляет собой способ переложения бремени финансирования капиталоемких и малоэффективных отраслей и производств на плечи трудящихся масс.

Коммунистические партии исходят из возможности использования при определённых условиях Н. для ограничения всевластия монополий и улучшения положения трудящихся, для осуществления демократического контроля над национализированными секторами производства и демократизации управления ими. В 50—60-е гг. коммунистические партии капиталистических стран разработали программы реформ, важной составной частью которых стало требование демократической Н. Последовательное осуществление этих программ путём классовой борьбы призвано подорвать власть капитала и создать предпосылки для социалистических преобразований.

Теоретической основой Н. земли при капитализме явилось учение К. Маркса о земельной ренте. При капитализме земельная частная собственность крупных землевладельцев препятствует рациональному ведению хозяйства, отвлекает от производства значительную часть общественного продукта, поступающую им в виде арендной платы, и понижает среднюю норму прибыли. Маркс показал, что в условиях капитализма путём Н. к государствупереходит лишь право собственности на землю, т. е. право получать земельную ренту. Хотя от Н. земли при капитализме прежде всего и больше всего выигрывает буржуазия, пролетариат также заинтересован в ней, так как она уничтожает остатки феодализма, ускоряет развитие капитализма в земледелии со всеми присущими ему противоречиями. Н. земли в условиях капитализма ставит задачу укрепления позиций буржуазии и имеет характер буржуазной реформы. Однако буржуазия ни в одной стране не решилась на осуществление Н. земли, поскольку она сама имеет в собственности значительную часть земли и боится всякого на неё покушения.

В. И. Ленин установил, что Н. земли возможна лишь в молодом буржуазном государстве, поскольку с развитием капитализма и особенно в эпоху империализма происходят переплетение и сращивание интересов финансовой буржуазии и крупных землевладельцев. Развивая марксистскую теорию аграрного вопроса, Ленин подчёркивал, что Н. земли в ходе буржуазной революции есть последовательная демократическая мера, окончательно уничтожающая остатки феодальных отношений и создающая широкие возможности для развития производительных сил в сельском хозяйстве. Однако в зависимости от степени развития капитализма в сельском хозяйстве, соотношения классовых сил и наличия определённых традиций частной собственности на землю сроки и формы Н. земли в различных странах могут существенно различаться.

Как часть общего комплекса мероприятий по государственно-монополистическому регулированию экономики осуществляется Н. банков. Она носит частичный характер, не затрагивает основных принципов организации кредитных систем и не влечёт за собой существенных изменений в их политике, структуре, характере связей с др. кредитными учреждениями. В советах директоров и на руководящих постах остаются крупные акционеры, тесно связанные с финансовым капиталом. Национализируются, как правило, только эмиссионные банки; коммерческие банки, за редким исключением, остаются в частном секторе. Так, в Великобритании при национализации Английского банка в 1946 коммерческие банки не были национализированы. Во Франции, которая имеет наиболее развитый государственный сектор в банковский системе, в 1945 наряду с Банком Франции были национализированы лишь 4 коммерческих банка из более чем 300.

Н. частных предприятий практиковалась многими государствами ещё в 19 в. Огосударствление отдельных промышленных предприятий осуществлялось в Великобритании, Франции, Бельгии и др. капиталистических государствах в 20—30-х гг. 20 в., проводилось без участия рабочего класса и сопровождалось выкупом государством у буржуазии средств производства. Такая Н., естественно, не затрагивала капиталистических производственных отношений.

Несколько иной характер первоначально носила Н. промышленности в ряде стран Западной Европы после окончания 2-й мировой войны 1939—45. В сложившейся тогда политической и экономической обстановке важнейшей движущей силой Н. стал рабочий класс. В 1944—46 Н. ряда отраслей производства была осуществлена во Франции. Коммунисты, входившие в состав правительства, стремились провести её в интересах трудящихся. В декабре 1944 был сделан первый шаг по этому пути — национализированы шахты крупнейшего угольного бассейна департаментов Нор и Па-де-Кале. В январе 1945 конфискованы автомобильные заводы Рено, владелец которых в годы оккупации активно сотрудничал с гитлеровцами. В марте 1945 проведена Н. авиамоторных заводов "Гном и Рон". В 1946 во Франции были национализированы все крупные предприятия по производству электроэнергии и газа, завершена Н. угольной промышленности. Профсоюзы получили доступ в административные советы национализированных предприятий. Н. сделала возможным улучшение условий труда, частичное повышение заработной платы.

Острая борьба развернулась после войны вокруг Н. промышленности в Австрии. В результате разгрома фашистской Германии здесь происходил подъём рабочего движения. Австрийские рабочие в середине 1945 потребовали конфискации собственности военных преступников, Н. промышленности и банков. Проведённая в соответствии с законами от 26 июня 1946 и 26 марта 1947 Н., хотя и создала довольно обширную государственно-капиталистическую собственность, однако не затронула многих ключевых позиций австрийских монополий и иностранного капитала.

Н. в Великобритании, осуществленная лейбористским правительством в 1945—51, охватила угольную, энергетическую и газовую промышленность, предприятия связи, транспорт (ж.-д., почти весь воздушный, частично речной и автомобильный) и часть металлургических предприятий. Владельцы национализированных предприятий получили значительную компенсацию.

В развитых капиталистических странах более всего Н. охвачены ж.-д. и воздушный, в небольшой степени — морской, речной и автомобильный транспорт. Н. транспорта широко распространена в Западной Европе и в Японии, менее — в Северной Америке (США, Канада). Магистральный ж.-д. транспорт везде, кроме США и Канады, принадлежит в основном национальным компаниям (государственным или смешанным). В США все ж.-д. компании — частные, в Канаде примерно половина магистральной сети принадлежит государственной национальной компании, объединяющей ряд железных дорог, построенных государством. В Японии и в некоторых странах Западной Европы в частной собственности находятся лишь железные дороги местного значения. Во всех развитых капиталистических странах (кроме США, где все авиакомпании — частные) большая часть воздушного транспорта сосредоточена в руках крупных национальных компаний (государственных, реже смешанных). Н. слабо затронула морской и речной транспорт, однако внутренние водные пути, речные и морские порты, как правило, принадлежат государству или местным органам власти. Государственные предприятия (национальные компании) грузового автомобильного транспорта существуют в немногих странах развитого капитализма (Великобритания, Нидерланды). Но и там они охватывают лишь небольшую часть парка грузовых автомобилей и перевозок. Значительно шире национализирован автобусный транспорт. Основные автобусные компании в капиталистических странах, кроме США, принадлежат государству или муниципалитетам. Большая часть сети трубопроводов в развитых капиталистических странах принадлежит частным компаниям. В государственной собственности находятся в Западной Европе трубопроводы стратегического значения, обслуживающие базы НАТО.

Национализация в развивающихся странах направлена, как правило, против иностранных монополий и политики неоколониализма. В результате Н. промышленных и др. предприятий создаётся государственный сектор, который играет важную роль в становлении и развитии национальной экономики, в укреплении независимости. Н. в этих странах проводится, как правило, с предоставлением компенсации прежним владельцам. Н. банков даёт возможность молодым государствам создать национальную кредитную систему, освободиться от давления иностранного капитала. В большинстве этих стран после завоевания независимости созданы государственные эмиссионные банки, регулирующие денежное обращение и осуществляющие политику правительства в области кредита. По мере экономического развития в ряде стран национализируются не только иностранные, но и национальные частные банки и др. кредитные учреждения. Так, например, в Сирии Н. частных банков была проведена в 1961—63, в Бирме — в 1963, в Индии в 1969 национализированы 14 крупнейших коммерческих банков, а в 1971 — 42 крупные страховые компании. В ходе проведённых здесь аграрных реформ часть земли перешла в государственный сектор, однако, широкая Н. земли тормозится помещичьим землевладением. Н. транспорта в развивающихся странах — важное средство борьбы против засилья иностранного капитала, которому в прошлом принадлежали основные сооружения и средства транспорта. В этих странах Н. транспорта способствует развитию государственного сектора, завоеванию экономической самостоятельности.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Национализация земли, там же, т. 18; Ленин В. И., Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16; его же, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34; его же, Доклад о земле 26 октября (8 ноября), там же, т. 35; его же, Речь о национализации банков на заседании ВЦИК 14 (27) декабря 1917 г., там же, т. 35; его же, Тезисы банковой политики, там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Основы земельного законодательства Союза ССР и Союзных республик, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1968, № 51, с. 485; Сборник документов по земельному законодательству СССР и РСФСР. 1917—1954, М., 1954: Национализация промышленности в СССР. Сб. док-тов и мат-лов, М., 1954; Виноградов В. А., Вопросы теории и практики социалистической национализации промышленности, М., 1965; Атлас М. С., Национализация банков в СССР, М., 1948; её же, Развитие банковских систем стран социализма, М., 1967; Гиндин А. М., Как большевики овладели Государственным банком, М., 1961; его же, Как большевики национализировали частные банки, М., 1962; Дьяченко В. П., Советские финансы в первой фазе развития социалистического государства, ч. 1, М., 1947; Яворский В., Кредитная система народной Польши, пер. с польск., М., 1961; Кочетковская Е., Национализация земли в СССР, 2 изд., [М.], 1952; Турубинер А. М., Право государственной собственности на землю в Советском Союзе, М., 1958; Яковец Ю. В., Теория и практика социалистического обобществления земли, М., 1960; Ленинский декрет "О земле" и современность, М., 1970; Ардаев Г. Б., Национализация в Австрии, М., 1960; Государственная собственность в странах Западной Европы, М., 1961; Иноземцев Н. Н., Современный капитализм: новые явления и противоречия, М., 1972; Государственная собственность и антимонополистическая борьба в странах развитого капитализма, М., 1973; Красавина Л. Н., Новые явления в денежно-кредитной системе капитализма. На материале Франции, М., 1971; Политическая экономия современного монополистического капитализма, т. 1—2, М., 1971; Селихов Е. И., Международные банки и банковские группировки, [М., 1973]; Транспортная система мира, М., 1971; Розин М. С., Василевский Л. И., Вольф М. Б., География мирового хозяйства (Ведущие отрасли), М., 1971 (гл. "Транспорт").

  Г. Б. Ардаев, М. С. Атлас, В. З. Дробижев, Л. И. Василевский, Н. К. Фигуровская, О. М. Шелков.

Клавиатура
Работаю...
Упорно работаю...
Ой, все сломалось, пожалуйста, попробуйте еще раз.